Статья

ПРОБНЫЕ ШАРИКИ-МАЛИКИ

Сначала из «законодательной» мути Государственной Думы всплывает мутноватый законопроект, переводящий школы и учреждения здравоохранения на самоокупаемость. Затем правительство частично опровергает стремительно расползающиеся в обществе слухи о грядущем разделении общества на малочисленный слой финансово состоятельных политических господ и многочисленный – финансово несостоятельных рабов. Частично не опровергает…

Всего понемножку. Родителей немножко успокоили: образование будет, с одной стороны, немножко платным, с другой немножко бесплатным. Конституционные прерогативы 43-й статьи будут немножко соблюдаться. Министерство образования принимает немножко необходимые мероприятия для того, что бы снизить немножко нарастающее напряжение в обществе. Деткам, равно как и, например, пациентам в поликлиниках, ничего немножко не грозит: все что грозило, осталось в прошлом, потому что правительство пусть и немножко, но все же заботится о народе. Хоть и неясны эти заботы, особенно в рамках рассмотрения провернутого в многочисленных правовых мясорубках Госдумы законодательной инициативы № 308243-5, «совершенствующей правовое положение государственных (муниципальных) учреждений».

Ковыряться в думской документации вредно для здоровья. Разбираться в юридических тонкостях активно проталкиваемого с прошлого года законопроекта требуется под лупой. Тем более, когда в нём уже и разобрались в том же Минобре, сопроводив «оговорками» в виде ведомственных и межведомственных циркуляров, призванных снизить растущее напряжение. В результате пресловутый документ приобретает несколько зашифрованный вид, рассекретить который, пожалуй, можно только обращаясь к первоисточнику. То есть к самому законодательному акту о «внесении изменений», генеральный смысл которого передается в многочисленных обращениях немногочисленных оппозиционных фракций. Позвольте напомнить о сути дела, воспользовавшись одним из подобных обращений:

Законопроект предлагает разделить все бюджетные учреждения на бюджетные учреждения и казенные учреждения. При этом бюджетными учреждениями в традиционном смысле этого слова останутся только казённые учреждения. Другие государственные (муниципальные) учреждения (а это школы, больницы, учреждения культуры и т. п.) значительным образом изменят свое правовое положение. В результате таких изменений правовой статус бюджетного учреждения автоматически совпадет с правовым статусом уже известных действующему законодательству автономных учреждений, которые также могут быть государственными или муниципальными.

Так, бюджетное учреждение будет отвечать по своим обязательствам всем закрепленным за ним имуществом или приобретенным им за счет выделенных собственником средств, за исключением особо ценного движимого имущества, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не будет нести ответственности по обязательствам бюджетного учреждения, что очевидно повлечет возможную финансовую несостоятельность этого учреждения, а также убытки для его кредиторов. В настоящее время, собственник (государство, субъект РФ, орган местного самоуправления) несет субсидиарную ответственность по долгам своего учреждения. Из законодательства (120 ГК РФ) исключается норма о том, что бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества…

…Очевидной целью законопроекта является дальнейшее создание правовых условий (вслед за созданием автономных организаций) для сокращения бремени содержания государством учреждений социальной сферы путем коммерциализации бюджетных учреждений, выполняющих социальные функции. Последствием принятия этого закона может явиться:

- сокращение услуг, оказываемых населению за счет средств соответствующих бюджетов,

- соответствующее замещение ранее бесплатных услуг платными.

- коммерциализация школ, вузов, музеев, больниц, поликлиник и т.п. социальных государственных и муниципальных учреждений,

- ликвидация этих учреждений,

- утрата имущества, находящегося в настоящее время в государственной либо муниципальной собственности, в частности, музейных объектов, дорогостоящего медицинского оборудования;

- рост числа, неразрешимых с точки зрения законодательства, имущественных споров;

- усиление коррумпированности в области государственного управления социальной сферой.

Такая вот, в достаточной степени и подробная, «суть». Пояснять в данном случае вряд ли что-нибудь следует. А вот привести характерный контраргумент о том, что «ничего по существу не меняется», стоит. Корреспондент одного из ведущих городских изданий адресует вопрос о данном законе «оперной звезде северной столицы», а по совместительству главному «единороссу» Петербурга Вадиму Тюльпанову. И получает основательный ответ:

…Наши коллеги – депутаты Госдумы уже неоднократно разъяснили людям, что вводить платное образование и медицину никто не намерен. Разговоры о демонтаже социального государства – это слухи, домыслы! Рынок уже давно вошел и в сферу среднего образования, и в сферу здравоохранения. Все равно родителям приходится по большей части раскошеливаться на образование своего ребенка, в какой бы школе он ни учился. Учителя же, как правило, просят деньги не себе в карман, а на обустройство и ремонт школы, на отопление и прочие хозяйственные нужды. И родители охотно дают деньги на такие цели. Если государство не в состоянии содержать все школы в надлежащем виде, то родителям приходится подключаться к решению этих проблем.

Разъяснять тюльпановскую реплику так же не требуется, так как она по смысловой глубине своей вряд ли противоречит чему-то из вышеприведенной думской «аналитики» инициативы № 308243-5. Демонтаж социального государства – это конечно слухи и домыслы, если не иметь в виду того факта, что рынок «уже давно вошел и в сферу среднего образования, и в сферу здравоохранения». Под последним понимаются, очевидно, как известные поборы по необходимости в средних школах, так и добровольные пожертвования пациентов в поликлиниках и больницах. Природа утешающего народные массы комментария Тюльпанова, скорее всего, кроется в нахлынувшей жаре, воздействующей не только на физиологические центры человеческого тела, но и на органы, отвечающие за мыслительный процесс.

Всем тем, у кого головной мозг еще в некоторой степени присутствует, советую пока что удержаться от плясок под официозные трели о «пустяках», стоящих за описываемой законодательной инициативой. В частности, вряд ли стоит вообще прислушиваться к представителям министерства, которые может быть и выступают по делу, но по исключительно своему. Введение новых образовательных стандартов, возможно, и к лучшему, но какое отношение все это имеет к смене правового статуса школ и профтехучилищ?

Рынок «в сфере» довольно давно. Частных школ в Петербурге, возможно, и не вполне достаточно, но создание условий для процветания этой формы бизнеса – одно, сознательная стимуляция сомнительных инициатив в образовании – другое. Причём здесь дополнительные «платные уроки», когда основными поборами могут стать – и наверняка станут – регулярные сборы на «хозяйственные» и им подобные нужды? Неизбежно сокращение и без того весьма сокращённого госфинансирования. Коммерциализация предполагает путешествие по рыночным рельсам, но за чей счёт? За счёт родителей, разумеется, и без того регулярно финансово эксплуатируемых в настоящую пору.

Обвинять в возможных проволочках, в крайнем случае, можно будет учителей, которым тоже – бессовестным – жить уж очень охота. Какими средствами они будут жить, например, в сельской местности вообще непонятно. С другой стороны, и там кое у кого финансы всё ещё присутствуют - будет куда пристроить материнский капитал.

А может всё это и неправда, так тоже бывает. Ну успокаивают же, говорят, что все не так поняли, куда-то не туда смотрели. То есть, следует заглядывать в рот господина Фурсенко, а не в собственный кошелёк. Уж он-то не обманет, и всё как следует на высочайшем уровне выстроит. Или всё-таки стоит смотреть в думский закон, несколько «корректирующий» правовой статус школ и поликлиник? Медицина – вообще отдельная тема, и лучше её пока не касаться: больно сразу становится.

А может всё это пробный «шарик», закатываемый единогласным голосованием «Единой России» ради проверки реакции населения? Не знаю отчего, но напоминают разнообразные монетизационные инициативы ЕР и её «обратные» реакции некогда популярную в народе игру в напёрсточки. Там тоже и «шарики», и «малики» - туда-сюда-обратно, и что бы ты ни выбрал, организатору игрового процесса все равно финансово приятно…

Напоследок личное пожелание - загнать бы инициаторов на перевоспитание в образовательное учреждение, располагавшееся некогда в шести километрах от Полтавы. Выстроить рядком и познакомить с воспитателем – очкастым таким и щупленьким мужичонкой, главным педагогическим достижением которого стала небезызвестная «Поэма». А основным педагогическим инструментом – особенно в первую пору – являлся наган, «выпрошенный у завгубнаробраза». Охотников до чужого добра хватает как среди правящих депутатов, так и среди их многочисленных сторонников из разных областей и отраслей. Если кого в данном случае и жалко, то самого Антона Семеновича Макаренко, ясно выразившего единственное, подлинно человечное отношение к «воспитанникам» подобного рода:

Мой гнев был настолько дик и неумерен, что я чувствовал: скажи кто-нибудь слово… – я брошусь на всех, буду стремиться к убийству, к уничтожению этой своры бандитов. У меня в руках очутилась железная кочерга…

К счастью для воспитанников далекой эпохи, в ход упомянутые инструменты экстренной педагогики так и не были пущены. Выступи перед Макаренко представители превалирующей в Госдуме фракции, кочерга бы была немедленно использована. Сомневаться в этом не приходится, если учесть, что и педагог экстремальной эпохи всеобщего скудоумия в качестве основных принципов существования расценивал элементарные библейские заповеди. Пусть и основательно зачищенные идеологическим наждаком.

Зачищать нынешним идеологическим наждаком собратьям по «Единой России» просто нечего.

Антон ВОРОХ