Статья

ОПАСНЫЕ ИГРЫ

Предложения, высказанные Львом Рудкевичем в обширной статье о назревшей школьной реформе, как нельзя своевременны: пора отказаться от таких "совковых" предметов, как труд и физкультура, на их место должны прийти предметы "продвинутые" - к примеру, латынь. Занятия следует начинать часов в 11 пополудни, когда мозговая активность "правополушарных школьников" достигает своего максимума. Особенно хорошо пойдёт такая реформа в провинции, где, как известно, больше всего "правополушарных" детей. Так и представляешь себе деревню где-нибудь под Костромой: школяр зачитывается Вергилием в оригинале:

Эта розовая реальность вызывает лёгкую улыбку: высокопарность рассуждений, перегруженных научными терминами греческого происхождения (наверное, латынь стоит заменить древнегреческим), напоминает чем-то по витиеватости речи Манилова из гоголевских "Мёртвых душ". Школьники мыслятся как этакие мёртвые души; автор подходит к их классификации с чисто биологических позиций и широким русским жестом разделяет их на две категории: те, что остались в прошлом, на предыдущей ступени эволюции, и те, что уже одной ногой в будущем, - школьники нового психологического типа. Безусловный приоритет отдаётся последним, ведь за ними - будущее.

За этим рассуждениями скрывается незнание автором реалий школьной жизни. Школу двигают вперёд энтузиасты - те, кто влюблён в детей и болеет этой прекрасной болезнью. Для такого человека всякое разделение школьников по какому-то ни было признаку -публичная пощёчина. Познание мира, вхождение в мир нового человека - это чудо, перед красотой которого меркнет холодный блеск всяких психологических концепций.

Научные построения Льва Рудкевича зиждутся на весьма зыбких основаниях, имеющих, однако, глубокие исторические корни. В древности определением характера по телесным признакам занимался Гиппократ, традиция была продолжена Хуаном Уарте и Ломброзо. Основой современных типологий по конституции человека служат работы немецкого психиатра Эрнста Кречмера. Он выделил три типа телосложения европейца: астенический, пикнический и атлетический. Эти типы Кречмер связывал с характерными психическими заболеваниями и особенностями характера. Несмотря на то, что выводы, за редким исключением, не находили статистического подтверждения, работы Кречмера приобрели необычайную популярность, а его термины используются до сих пор. В 20-е годы прошлого века, во время зарождения фашизма, дело Кречмера было продолжено американскими антропологами Бином и Шелдоном. Опираясь на закон повторения филогенеза в онтогенезе (общие законы развития природы повторяются в конкретном организме), они предположили, что организмы разных людей отличаются в зависимости от особенностей развития тканей в эмбриональный период. Зародыш человека состоит из трех зародышевых листков: эктодермы (кожа, ногти, волосы, нервная система), мезодермы (скелет, мышцы, кровь) и эндодермы (железы). Клетки частей зародыша делятся с неодинаковой скоростью, и таким образом, у разных людей могут преобладать производные разных зародышевых листков. Шелдон на этом основании выделил три типа конституции - эктоморф, эндоморф и мезоморф. Они соответствуют астенику, пикнику и атлетику в типологии Кречмера. Естественно, в чистом виде они в популяции встречаются крайне редко, однако существует конкретное число комбинаций признаков, с помощью которых можно определить преобладание того или другого типа конституции у индивида. Проведя анатомо-психологическое обследование, антропологи выявили взаимосвязь соматических и психических особенностей типов.

Можно предположить, что Лев Рудкевич, отталкиваясь от работ Бина и Шелдона, перебросил мостик между ними и новейшими исследованиями в области когнитивистики: связь стилей познания и мышления с преобладанием того или иного полушария мозга. Параллельно были подключены и понятия "ювенилизации" и "ретардации". Всё это скорее напоминает компиляцию идей из разных отделов психологии и биологии, нежели продуманную и связную концепцию.

Биологическая подоплёка сложных психологических процессов, которыми характеризуется жизнь индивида, вещь, во-первых, слишком слабодоказуемая, во-вторых, слишком опасная, потому что, по существу, находится на грани с фашизмом.

Необходимость строго научного доказательства в случае психологии играет с исследователями в опасные игры.

Дарья ВОРОБЬЁВА
Владимир ИВАНОВ