Статья

НАВСТРЕЧУ СЪЕЗДУ

Свершилось. У демократической оппозиции появился полноценный документ - Программа "300 шагов к свободе",

Чем она хороша?

Во-первых, авторы наконец-то оставили беспочвенные иллюзии, до сих пор присущие некоторым представителям демократического лагеря. Иллюзии, предполагающие наличие либеральных элементов в нынешнем руководстве страны. На самом деле присутствие в Администрации Президента и Правительстве здравомыслящих чиновников служит только укреплению режима. С другой стороны, сам Медведев не обладает достаточной политической интуицией или, если хотите, чувством самосохранения. Он не только не воспользовался внешним обстоятельством (кризис) для сворачивания и ликвидации путинского всевластия, но и в полной мере продолжает прежнюю линию. В частности, нынешний президент перенял манеру своего недавнего патрона прикрывать цветистыми и правильными фразами бюрократический и олигархический беспредел.

Авторы прямо назвали режим, господствующий в России, неконкурентным и иногда неправовым и смогли подтвердить свои утверждения множеством конкретных и болезненных для нации примеров.

Во-вторых, в Программе не только вскрыты кризисные явления нашей жизни в самом широком смысле слова и обрисованы те катастрофические последствия, к которым может привести сохранение и укрепление действующих тенденций. Самое главное: представлены пути выхода, включая при необходимости детализацию: ссылки на новые законы, коррекцию существующих, формирование необходимых государственных институтов и реорганизацию некоторых действующих.

В самой структуре документа выявлены приоритеты и первоочередные задачи. Сделано это не произвольно, но в соответствии логикой, имеющей целью не насильственный и революционный путь развития страны, но преодоление стагнации (и связанных с ней рисков) посредством прогрессивной эволюции и полноценной работы демократических механизмов, через вовлечение все более широких масс заинтересованных людей в ответственное участие по решению актуальной повестки дня России.

Наконец, предлагаемая Программа является интегральным документом, идеология которого способна стать платформой, объединяющей все демократические и - шире неангажированные исполнительной властью политические силы страны, всех ответственных граждан, обладающих политической потенцией и стремлением к участию в собственной судьбе, как неделимой и персональной части социума.

Безусловно, для понимания документа, не отдельных, актуальных для того или иного читателя разделов, а самой его сути, взаимосвязи и взаимодополняемости отдельных положений Программы, необходим определенный навык, а порой и соответствующий склад ума, что труднодостижимо на фоне целенаправленной тотальной атомизации и оболванивания.

Поэтому данная Программа должны быть адаптирована для агитационных, пропагандистских и электоральных нужд в соответствии с дополнительно разработанной, принятой и осуществляемой Программой действий на политическом поле в период с 2009 по 2012 гг.

Со своей стороны я готов предложить некоторые элементы стратегии, тактические аспекты и механизмы Программы действий на вышеуказанный период, включающие в себя и популяризацию Программы "300 шагов к свободе".

Считаю, что в преддверие Съезда необходимо максимально широко обсудить те положения, которые отражены в Программе "300 шагов к свободе". При этом, нисколько не претендуя на анализ всего круга вопросов, охваченных данной Программой, я хотел бы остановиться на близких мне проблемах и конкретно на тех аспектах, которые, на мой взгляд, требуют некоторой корректировки. Каждое положение, уточняемое мною, имеет четкую привязку к соответствующему разделу и параграфу рассматриваемого документа. Кроме того, по мере сил я попытаюсь максимально обосновать свою позицию.

Итак, к Программе.

Раздел "Политическая реформа"

Параграф "Восстановление законности и построение правового государства"

Статья 13. "Необходимо принять законодательство, вводящее прямую финансовую ответственность государства за противоправные действия в отношении граждан". Предлагаю изложить в следующей редакции: "Необходимо принять законодательство, вводящее прямую финансовую ответственность государства и конкретных чиновников за противоправные действия в отношении граждан". Это уточнение соотносится с самим духом и другими разделами документа, песонализирует правоприменителей и позволяет определить и наказать конкретного виновника или группу, ущемляющую наши гражданские права.

Параграф "Восстановление свободных и честных выборов"

Статья 20. "Снижение барьера прохождения партий в Государственную Думу и региональные парламенты до 3 %". На мой взгляд, следует изложить в редакции: "Снижение барьера прохождения партий в Государственную Думу до 3 % и региональные парламенты до 2 %". Россия - федеративное государство. Должны быть региональные политические партии. Их возможности не сопоставимы с ресурсами общефедеральных политических структур. Кстати, подобная дифференциация зафиксирована и действует в законах и практике некоторых федеративных стран, например, в т.н. "Партийном законе" ФРГ.

Статья 22. "Восстановление прямого представительства граждан в парламенте и возврат выборов в федеральный и региональные парламенты по одномандатным округам, обеспечивающим представительство в парламентах политиков, непосредственно и напрямую избранных народом". Здесь я предлагаю довольно существенные дополнения и изменения: "Восстановление адекватного и прямого представительства граждан в парламенте. Выборы в федеральный парламент осуществляются по партийным спискам или спискам избирательных блоков, объединяющих федеральные, межрегиональные и региональные политические партии и иные общественные организации (при наличии в избирательном блоке не менее одной общефедеральной политической партии). Выборы в региональные парламенты осуществляются по спискам политических партий и избирательных блоков также и по одномандатным округам в соотношении "50 на 50" , обеспечивающим представительство в парламентах политиков, непосредственно и напрямую избранных народом. При этом количество депутатов региональных парламентов удваивается" . Помимо вышеизложенных соображений о федеративном устройстве России, в данной редакции полнее учитываются следующие принципы:

- Наличие двух палат Федерального Собрания, в то время, как в субъектах Федерации парламенты однопалатные.

- Доступность депутата для избирателей: большее количество депутатов на меньшее количество граждан обеспечивает оптимизацию обратной связи.

Статья 25 "Предоставление участвующим в выборах партиям и кандидатам равных эфирных возможностей. Освещение их деятельности в новостных программах должно быть сопоставимым по длительности". Нужно уточнить в следующей редакции: "Предоставление участвующим в выборах партиям и кандидатам равных эфирных возможностей. Освещение их деятельности в новостных программах должно быть сопоставимым по длительности и предпочтительности времени выхода в эфир". Данное дополнение учитывает злоупотребления так называемым "прайм-таймом", когда демонстрация по ТВ фаворитов исполнительной власти и публикация их позиций в электронных СМИ в наиболее выгодное ("смотрибельное") время становится дополнительным рычагом влияния на электоральные предпочтения.

Параграф "Восстановление полноценной политической конкуренции"

Статья 35 "Деятельность любых политических партий и организаций (кроме тех, идеология которых основывается на национальной ненависти, пропаганде насилия и превосходства одних народов над другими), должна быть разрешена и осуществляться беспрепятственно". Необходимо дополнить следующим положением: "Деятельность любых политических партий и организаций, включая региональные и межрегиональные (кроме тех, идеология которых основывается на национальной ненависти, пропаганде насилия и превосходства одних народов над другими), должна быть разрешена и осуществляться беспрепятственно". Данное дополнение, помимо вышеизложенных, вызвано следующими соображениями: Россия обширна и ситуация в субъектах Федерации настолько специфична, что порой не может быть исчерпана программами общефедеральных политических организаций. Возможно, в некоторых субъектах Федерации доминирующей силой региональных партий станут идеологи, склонные к сепаратизму. Но и в этих случаях публичный политический диспут, конечно лучше, чем экстремизм и фактическое "выдавливание" этих лидеров на неправовое и нелегитимное поле, "подталкивание" их к терроризму.

Параграф "Восстановление федерализма"

Статья 60. "Необходимо восстановление политического веса верхней палаты российского парламента, Совета Федерации (СФ). Порядок представительства субъектов Российской Федерации в СФ должен быть изменен. Существует два варианта - либо возврат к прямому участию в работе СФ губернаторов и глав законодательных собраний регионов, либо прямые всенародные выборы представителей регионов в СФ". Безусловно, необходимо изложить в следующей редакции: "Необходимо восстановление политического веса верхней палаты российского парламента, Совета Федерации (СФ). Порядок представительства субъектов Российской Федерации в СФ должен быть изменен. Следует вернуться к прямым всенародным выборам представителей регионов в СФ по одномандатным округам" Именно в этом случае мы получаем завершенную и внутренне непротиворечивую систему федерального представительства. Депутаты верхней палаты избираются от территорий и вне зависимости от партийной принадлежности, что, разумеется, не мешает им состоять в определенной партии или быть поддержанными конкретной партией или блоком партий. Такой депутат СФ, главным образом, учитывает интересы территории, которую представляет. Напротив, Государственная Дума избирается исключительно на основании списков партий или блоков, так как она, в первую очередь, отстаивает общероссийские интересы в соответствии с идеологией партии или блока.

Параграф "Повышение роли местного самоуправления"

Статья 68. "Необходимо обеспечить реализацию конституционного права жителей городов, в которых отсутствуют полноценные органы местного самоуправления, на полноправное участие в решении местных проблем и формирование реально действующих, а не декоративных, структур местного самоуправления в этих городах". Дополнить: "Необходимо обеспечить реализацию конституционного права жителей городов, в которых отсутствуют полноценные органы местного самоуправления, на полноправное участие в решении местных проблем и формирование реально действующих, а не декоративных, структур местного самоуправления в этих городах. В первую очередь это касается Москвы и Санкт-Петербурга, В этих городах необходимо вернуться к общенародным выборам мэров городов, к выборам местного самоуправления в соответствии со сложившейся системой территориального (районного) деления, существовавшей до 1994-1995 гг. Главы администраций территорий (районов) в этих городах должны выбираться органами местного самоуправления". Коррекция данного пункта не только конкретизирует его, но и позволяет успешнее бороться с бюрократизмом и коррупцией именно там, где их проявления наиболее вероятны.

Раздел "Развитие человека"

Параграф "Политика в сфере образования"

Статья 116. "Необходимо законодательно запретить преподавание в государственных средних учебных заведениях любых религиозных учений, а в высших учебных заведениях - теологии". Изложить в следующей редакции: "Необходимо законодательно запретить преподавание в государственных средних учебных заведениях любых религиозных учений, либо учебных курсов, сформулированных на религиозной и конфессиональной основе. Религиозные доктрины и учебные курсы, сформулированные на их основе, могут быть представлены в государственных средних учебных заведениях только в качестве факультативов для желающих". Данное уточнение позволяет, с одной стороны, воспрепятствовать стремлению недобросовестных чиновников, политических и общественных сил использовать религию в манипуляционных целях в соответствии Конституцией России, с другой - оставляет право выбора и свободу совести за учащимися и их родителями. Что касается теологии: в университетах большинства европейских стран этот предмет преподается. Разумеется, система высшего образования там несколько иная и работает, главным образом, на заказчика. Если мы тоже стремимся к этому (а Программа и конкретно данный параграф позволяют рассчитывать на это стремление), то негативное упоминание преподавания теологии в ВУЗах представляется излишним.

Параграф "Гуманизация общества. Моральное здоровье нации"

Статья 167. "Россия должна стать подлинно мультиэтнической и мультикультурной страной, где исключена дискриминация по расовому, национальному, религиозному признаку. Власти должны значительно жестче и эффективнее бороться с любыми проявлениями агрессивного национализма и религиозного экстремизма. Наказания за такого рода противоправные деяния должны быть ужесточены". Здесь также необходима корректировка. Предлагаю изложить в следующей редакции: "Российская нация состоит из множества больших и малых народов. Поэтому в стране должна быть исключена дискриминация по расовому, национальному, религиозному признаку. Власти должны значительно жестче и эффективнее бороться с любыми проявлениями агрессивного национализма и религиозного экстремизма. Наказания за такого рода противоправные деяния должны быть ужесточены". Такая редакция позволяет ввести в оборот и утвердить в сознании более корректные термины, точнее отражающие современные реалии.

Что касается упоминаний о мультикультуризме, то предлагаю исключить его по следующим соображениям:

- Различия в культуре быта, в повседневной культуре (а терпимость именно к ней предполагает мультикультурная толерантность) - есть на практике наиболее раздражающий автохтонное население фактор.

- Разные культуры давно сосуществуют в РФ, но преимущественно в тех местах, где доминируют носители этих культур. Такое положение складывалось веками, и носители культур, проживающие по соседству, уже адаптировались друг к другу. Таким образом, в дополнительной декларации необходимости нет.

- Если же иметь в виду возможное возникновение новых этнических анклавов (главным образом, в крупных городах), то здесь задача борьбы с ксенофобией решается иначе: при всемерной поддержке государством (вплоть до финансовой) этнических культурных автономий в сфере сохранения языка, фольклора и т.п., необходимо выработать программы адаптации переселенцев к быту и бытовым традициям доминирующей этнической группы, их абсорбции в территориальные сообщества.

Параграф "Свобода перемещения граждан по стране"

Статья 176. "Необходимо гарантировать гражданам полную свободу передвижения по родной стране, полностью отменив любые бюрократические барьеры в виде прописок, регистраций и т.д. Задержание граждан органами охраны правопорядка за нарушение правил регистрации по месту жительства должно быть законодательно запрещено, а лица, виновные в такого рода противоправных задержаниях граждан, - преследоваться в уголовном порядке". Нужно дополнить следующим конкретным предложением: "Необходимо гарантировать гражданам полную свободу передвижения по родной стране, полностью отменив любые бюрократические барьеры в виде прописок, регистраций и т.д. Для этой цели следует постепенно заменить бумажные паспорта пластиковыми удостоверениями личности, содержащими необходимые сведения о гражданине РФ. Паспорт должен стать документом, удостоверяющим гражданство РФ вне границ нашей страны. Задержание граждан органами охраны правопорядка за нарушение правил регистрации по месту жительства должно быть законодательно запрещено, а лица, виновные в такого рода противоправных задержаниях граждан, - преследоваться в уголовном порядке". Предлагаемое изменение позволит ограничить произвол милиции, т.к. без специальной техники невозможно будет "считать" с удостоверения личности более детальной информации, нежели внешние параметры и гражданство человека. С другой стороны, в случае серьезных подозрений гражданин может быть доставлен в отделение МВД, где можно будет получить развернутую информацию о нем. Во всяком случае, такая система заставит представителей органов правопорядка ответственнее относится к своим обязанностям и исключит претензии по регистрации, прописке и т.п.

Раздел "Россия в мире".

Параграф "Отношения с ближайшими соседями".

Статья 254. "Россия заинтересована в признании ущерба, нанесенного нашим ближайшим соседям в годы правления тоталитарного коммунистического режима. Россия обязана безоговорочно признать преступления и ошибки прошлых лет, допущенные в отношении народов соседних стран, и солидаризироваться с окружающими нас нациями в осуждении этих преступлений и ошибок и скорби по их жертвам. Вместе с тем, новая демократическая Россия не должна нести ответственности за преступления и ошибки, допущенные в прошлые годы властями СССР, так как не имеет отношения к коммунистическому режиму". Здесь я также предлагаю существенные редакционные изменения: "Россия заинтересована в признании ущерба, нанесенного в годы правления тоталитарного коммунистического режима. Россия обязана быть в авангарде анти-тоталитарных начинаний на пост-советском пространстве. Поскольку народы России пострадали от тоталитаризма не менее соседних наций, наши власти и политические силы обязаны безоговорочно признать преступления и ошибки прошлых лет, допущенные в отношении народов бывшего СССР его руководством, и солидаризироваться с окружающими нас нациями в осуждении этих преступлений и ошибок, скорби по всем жертвам. Разумеется, новая демократическая Россия не должна нести ответственности за преступления и ошибки, допущенные в прошлые годы властями СССР, как страна, понесшая от тоталитаризма колоссальные потери, так и потому, что не имеет отношения к коммунистическому режиму". Авторская редакция данной статьи показалась мне внутренне противоречивой. Полагаю, что предлагаемая мной редакция более логична.

Разумеется, есть еще несколько положений, над которыми следовало бы поработать плотнее. Например, в преамбуле параграфа, касающегося армии присутствует идея формирования широкого слоя резервистов (помимо профессиональной армии), но дальнейшего развития (в виде отдельной статьи) она не получила. Не нашло отражение положение о свободной продаже и праве владения огнестрельным стрелковым оружием дееспособными и законопослушными гражданами РФ. Кроме того, лично я сторонник вхождения (или явной декларации желания) страны в НАТО и ЕЭС и т. п. Однако, эти существенные разногласия не могут считаться принципиальными на фоне необходимости консолидации сил перед опасностью социального катаклизма и развала страны, вызванными политикой нынешних властей. Поэтому сейчас я ограничиваюсь вышеперечисленными, вполне конкретными и, как мне кажется, обоснованными дополнениями и изменениями.

Георг ГАБРИЕЛЯН,
Председатель СПб группы НТС