Статья

МРАКОБЕСЫ ВСЕХ ОБЪЕДИНИЛИ

На днях стало известно: генерал-губернатор Полтавченко, оказывается, не согласовал с Путиным вопрос о передаче Исаакиевского собора на 49 лет в руки РПЦ. Московского патриархата, естественно. Другие православные церкви у нас, как в приснопамятные советские времена, живут в катакомбах. Им не то, что Исаакий – деревянную беседку переоборудовать в часовню не позволят. Может быть, поэтому священноначалие РПЦ МП так трепетно относится к достижениям советского режима и личным заслугам тов. Сталина.

За истекшие недели произошло много чего интересного. Состоялся народный сход на Марсовом поле. Акция у Исаакия за сохранение музея. Крёстный ход сторонников передачи собора РПЦ. Наконец, сообщение о несогласованности губернаторского решения с президентским мнением.

Сход прошёл в формате встречи депутатов с избирателями. После чего депутат Ковалёв съехал с продолжения. По-человечески понять можно, хотя не надо бы. Семья, работа. Зачем проблемы и головная боль? «Справедливая Россия», одним словом. Власти, как обычно, постаралась представить протест провокацией врагов России и православия. Особенно отличились в этом старшие коллеги Ковалёва – руководители городского Заксобрания и депутаты федеральной Госдумы.

12 февраля люди вышли к Исаакию. Защитники русской культуры от церковного посягательства окружили собор живым кольцом. Предполагалось, что люди возьмутся за руки и замкнут круг. Однако пришлось стоять плотной шеренгой – слишком много народу, от этого мало места. Вскоре замкнулось второе такое же кольцо, затем третье. Стало образовываться четвертое. Мимо дефилировали толпы прохожих, выражавших поддержку акции.

Люди прикрепляли синие ленточки – отличительный знак борцов против церковной экспансии. На одежде, на сумках, на детских колясках, на косичках. Много было и сугубо политической символики. Убеждённые коммунисты. Убеждённые либералы. Убеждённые националисты. Все они были вместе. И все едины.

Атеистов явное меньшинство. Большинство – православные христиане. Немало таких, кто в СССР боролся за права церкви и верующих. На вопросы журналистов отвечают просто, без политологических вывертов: «Достало» – или чуть грубее.

Удаётся же кое-кому объединить противников, сочетать несочетаемое.

Предстоятель РПЦ МП Кирилл заявил, что передача Исаакиевского собора в столетие 1917 года послужит российскому национальному примирению красных и белых. Знатный миротворец, примиритель жертв с палачами, борцов с карателями. Как будто мы забыли, как под церковно-государственный бред о примирении опричников с терпилами вставали с колен опричники. Не к примирению призывает Гундяев, а к покорности. Словно к баранам обращается с требованием возлюбить скотобойню.

Но одно ему удалось. Сказал – сделал. Примирение красных и белых у Исаакия действительно наблюдалось. Во имя общей борьбы против православно-чекистской номенклатуры и её идеологического отдела «ЗАО «РПЦ» они решили на время оставить старые счёты.

12 февраля у Исаакия собрались тысячи четыре петербуржцев. Социологические исследования зафиксировали: три четверти горожан против отдачи собора князьям церкви. Но есть ещё четверть. Она тоже проявлялась. Дважды прошла крёстным ходом покорности Гундяеву. Да и перед акцией 12 февраля к собору вышли несколько погромщиков-хоругвеносцев со своими анафемами. Ничего не боялись. Где-то слышали, что «либерасты» не бьют, «пятая колонна» – вежливые люди. Но когда на этот счет возникли сомнения, хоругви были тут же свёрнуты. Появились какие-то ряженые «казаки» из ансамбля песни и пляски. Сплясали, спели что-то невнятное и исчезли. Один только НОДовский активист бесстрашно стоял с полосатой тряпкой среди протестной интеллигенции . Только один до конца сохранил мужество.

19 февраля РПЦ наконец сумела вывести несколько тысяч человек. Но вслушаемся, как они теперь заговорили: «Вокруг собора сейчас пройдёт крёстный ход. Это не место для политики и пиара. Это – богослужение. Перед Богом все равны. Помните: нет ничего драгоценнее, чем человек. Не возвышайте стены между людьми». Это слова викария Санкт-Петербургской епархии архиепископа Амвросия. Вслед за тем архиепископ поблагодарил сотрудников музея. После чего и вовсе извинился! Перед кем? Не уточнялось. Но догадаться можно.

Страсти кипели. Но молчала РПЦ в лице своих ведущих иерархов (церковных агитпроповцев в расчёт не берём). Опасались повторения истории с Pussy Riot, которая уже сделала их нерукопожатными и превратила в цирк претензии на духовное лидерство. И вот сейчас, когда даже власть притихла, зная мнение подавляющего большинства граждан, РПЦ с присущим ей цинизмом заявляет о «кучке политиканов». Могучая получилась кучка. Останавливающая стяжательские притязания РПЦ и вынуждающая воровскую олигархию прислушиваться к мнению народа.

Но откуда у РПЦ такая уверенность в безнаказанности? Большая чем даже у властей. Всё оттуда же. Даже «единороссов» временами сажают за воровство. Но «храмостроителей», отмывающих награбленное через РПЦ, почти не трогают. Неугодный властям муниципальный депутат будет посажен за взятку, которой не было. «Храмостроитель» от партии власти, взятый на взятке с поличным, отделается в худшем случае краткой экскурсией в камеру. Что уж говорить о самой РПЦ, блаженствующей вне контроля и вне критики.

Кстати, сам «храмострой» – дело весьма криминальное. На какие шиши в каждой подворотне возводятся строения с золотыми куполами? На средства проживающих в соседнем дворе верующих? Нет. На налоги со всех нас. Которые идут в карман чиновникам и попам. Рейдерские захваты жилой и нежилой недвижимости, земельной собственности, музеев, больниц, приютов под церковные нужды стали притчей во языцех. Это уже не Церковь Христова, а институт привластного жречества. В этой связи вспоминаю плакат одного из участников акции у Исаакия: «РПЦ, Христа на тебя нет».

Мне – давнему антисоветскому активисту, участнику создания Христианско-демократического союза, а ныне инициативной группы христианских демократов – порой задают вопрос: если раньше вы боролись против богоборческого коммунизма, за возвращение храмов церкви, то что случилось сегодня? А случилось – описанное выше. Этого достаточно.

Исаакиевский собор не случайно превратился в знак борьбы против клерикальных притязаний и правящего мракобесия. Он ведь имеет надконфессиональный смысл. Это символ Санкт-Петербурга – европейского города. Символ европейского христианства. Символ победы европейских начал России над византийско-ордынско-московитским наследием, над антицивилизационным мессианством. Поэтому так важно, чтобы он оставался храмом европейского христианского единства. Чтобы сохранил тот христианско-экуменический смысл, который был заложен его создателями.

С другой стороны, сдача собора означает капитуляцию европейского города перед наступающим православным фундаментализмом. Ещё и при том, что РПЦ МП представляет далеко не всё русское православие. Да, РПЦ играла большую роль в нашей истории. Не только положительную. Бывало всякое. По крайней мере, великие цивилизационные прорывы России совпадали с периодами минимального влияния церкви на общественную жизнь. Может быть, это упорно повторяющиеся совпадения…

Как и в старомосковские времена, поп и палач работают рука об руку. РПЦ не только не осуждает опричный беспредел, но и рвётся в его первые ряды. О какой духовности и морали можно говорить видя молящихся и крестящихся силовиков, заливающих кровью Украину? Кабинет каждого чиновника уставлен иконами. Взятку клади на божницу. А священноначалие РПЦ твердит о «грехе человекопоклонства» в современном мире. Хоть бы архиепископа Амвросия в Исаакиевском соборе послушали, что ли! Авось вспомнили бы вместе с ним, что христианское служение Богу – есть служение Человеку. А вот златокупольная недвижимость, напыщенная византийская пышность и бесконечные тупые камлания на церковно-славянской тарабарщине Всевышнему не нужны.

РПЦ пора дать понять: не всё дозволено. Пора говорить с этой организацией без благоговейного придыхания. Пора разобраться с церковной теневой собственностью. Именно Петербург должен стать той отправной точкой, где православное мессианство, почвенническая лжедуховность и прочее «импортозамещение смыслов» начнут уходить из нашей жизни.

Вспоминаю семинар, проведённый Центром социально-консервативной политики. (ЦСКП – экспертно-аналитический центр при «Единой России». Был задуман как площадка для обсуждений и дискуссий, для обратной связи с обществом. Прекратил свое существование после президентских выборов 2012 года, когда в качестве обратной связи стали служить омоновские палки и автозаки.) Обсуждались вопросы утилизации отходов в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Приводились данные о росте опаснейших заболеваний, связанных с систематическим отравлением населения свалками и полигонами опасных отходов. И тут модератор – член петербургского политсовета ЕДРа – оборвал выступающего. Заявив, что смысл жизни не в утилизации мусора, а в стяжании Царства Небесного. Пришлось объяснить заблудшему праведнику, что смысл его христианской жизни состоит именно в утилизации мусора, ибо Господь повелел человеку возделывать свой виноградник. А не в постах и поклонах.

Стяжательство РПЦ выглядит особо отталкивающе на фоне нищеты россиян. Недавно мой умирающий отец попал в Санкт-Петербургскую городскую больницу № 15 на Авангардной, 15. Кругом лежачие и ползающие больные. Потоки нечистот. Дебилоподобные хамы-санитары, вымогающие деньги. Отсутствие лекарств и элементарной помощи. Особенно старикам. Их не принято лечить в РФ. Отработанный материал. Полумёртвые валяются в коридорах. Антисанитария. Зато кругом иконы, даже лампадка есть. И рядом шикарная церковь, совмещенная с моргом. Там всё в порядке. Примечательно, что все это происходило в момент издания пресловутого губернаторского указа.

Посетил прошлым летом городскую больницу в Таллинне. Полная бездуховность. Не только чистота и бытовая благоустроенность, но каждый пациент чувствует, что весь персонал только о нём и печётся. Нет, чтобы храм на больничной территории построить, а они каких-то стариков лечат. Человекопоклонники, что с них взять.

И всё-таки история с Исаакием оставила светлое чувство. Она вселила веру в петербуржцев. Мы не совки и не духоскрепные бараны. Лица пришедших к собору внушали веру в будущее. И гордость за наш город, в котором жулики от религии, превращающие веру в звонкую монету, получили ощутимый отпор. Мракобесие не пройдёт. В борьбе с ним мы будем едины. И да поможет нам св. Исаакий.

Евгений БЕСТУЖЕВ, сопредседатель петербургской «Солидарности»