Статья

ВОЗРОДИТСЯ ЛИ «ЛОКОМОТИВ» ПОСЛЕ КАТАСТРОФЫ

Трагедия под Ярославлем, когда при крушении самолета Як-42 почти в полном составе погибла хоккейная команда «Локомотив», не оставила равнодушными даже далёких от спорта людей. Но есть в этой страшной истории и экономический аспект. Иначе говоря – профессиональный спортивный клуб является в принципе коммерческим предприятием. Да, он может быть любимцем всего города и даже страны, называться «народным», «любимым» - но происходит непоправимое, потом наступает завтрашний день, и на повестку дня встает вопрос: как быть дальше? Что будет с командой, останется ли она вообще на спортивной карте страны? И здесь не лишне вспомнить, как в подобных случаях поступали раньше.

У них

Сначала разберемся с весьма специфичным зарубежным опытом. Сразу оговорюсь – сознательно оставляю за скобками катастрофы со сборными командами или малоизвестными спортивными клубами. Сборная изначально не может быть коммерческим проектом, а последствия историй с гибелью малоизвестных команд из Южной Америки и Африки отследить затруднительно.

Из наиболее знаковых стала авиакатастрофа, унесшая жизни игроков одной из сильнейших на то время в Европе футбольной команды «Торино». 4 мая 1949 года она в полном составе возвращалась домой после матча с лиссабонской «Бенфикой». Недалеко от Турина самолет попал в туман, из-за плохой видимости задел крылом здание и врезался в землю. Погибли все.

Спустя 9 лет трагическая участь настигла игроков команды «Манчестер Юнайтед», которая возвращалась домой из Белграда после матча Кубка чемпионов и сделала посадку в Мюнхене. При взлёте в мюнхенском аэропорту из-за снегопада самолёт не смог подняться в воздух и выкатился со взлётно-посадочной полосы. Погибли 8 футболистов и трое специалистов из тренерского штаба. Девяти игрокам клуба, в том числе впоследствии знаменитому футболисту, сэру Бобби Чарльтону и главному тренеру Мэтту Басби удалось выжить.

Какова же дальнейшая судьба команд?

С «Торино» вышло печально. Команда, до того успевшая завоевать восемь чемпионских титулов, в том числе начиная с 1943 года пять подряд, уже никогда не достигла прежних высот. И это притом, что «Торино» изначально был уникальным для Италии феноменом. Извлечение прибыли стало для клуба главной целью. Конечно, в каждом конкретном случае движущей силой выступали влиятельные люди бизнеса. Соответственно, и вкладывались в команду средства более чем солидные. В начале 1960-х удавалось контрактовать звёзд мирового класса, таких, как Деннис Лоу. И тем не менее, команда периодически проваливалась в низшие дивизионы. Лишь однажды, в середине 1970-х, она смогла завоевать чемпионский титул.

С «Манчестер Юнайтед» получилось иначе. Но, в отличие от «Торино», она волею судьбы сохранила отличного тренера и игровой костяк. Затем обросла собственными воспитанниками, включая гениального выходца из неспокойного в те времена Белфаста Джорджа Беста, а также приглашёнными звёздами. Вновь поднялась на европейский уровень. В 1968 году она первой и английских команд выиграла Кубок европейских чемпионов. И впоследствии стала тем, чем являются сейчас – не только суперклубом, но и глобальным брендом. В 2009 году название клуба и связанная с ним интеллектуальная собственность оценивались в 329 миллионов фунтов стерлингов, а бренд получил рейтинговую оценку AAA (исключительно сильная). В 2010 году журнал Forbes оценил бренд «Манчестер Юнайтед» в 285 миллионов долларов при общей оценке стоимости клуба в 1,835 миллиарда. К этому потенциалу стоит добавить и реальную поддержку болельщиков, многие из которых принимают активное участие в судьбе команды через имеющиеся у них акции или напрямую – через посещение стадиона и покупку клубной атрибутики.

У нас

Первой «спортивной» катастрофой в советском хоккее стала гибель 5 января 1950 года над Свердловском 11 игроков команды ВВС. В сложных метеоусловиях (метель, сильный ветер) самолет Ли-2 потерпел катастрофу. На борту находились 11 хоккеистов, врач и массажист команды, направлявшиеся в Челябинск на матч с местным «Дзержинцем», а также 6 членов экипажа. Все 19 человек погибли.

11 августа 1979 года в небе над Днепродзержинском столкнулись два самолета. Один из них выполнял рейс Ташкент-Минск, и на его борту были 83 человека, в том числе 17 футболистов ташкентского «Пахтакора». На борту второго самолета находились 89 человек. Та страшная трагедия унесла 178 жизней. Команда «Пахтакор» погибла всем составом.

В случае с ВВС (в народе аббревиатуру расшифровывали «Возьмем Всех Спортсменов!») все было по-военному просто. Гибель хоккеистов попросту замолчали. Куратор команды Василий Сталин сумел буквально за сутки собрать новый состав. В том числе он забрал из ЦДКА и легендарного Всеволода Боброва, которого некоторые современные журналисты упорно приписывают к случайно выжившим игрокам ВВС (мол, он проспал отлёт и добирался на Урал на поезде, потому и выжил). Но после того, как Иосиф Сталин ушёл из жизни, а его сын утратил власть и влияние, команда ВВС распалась.

Историю с «Пахтакором» замолчать не удалось. Видимо, не без участия хозяина Узбекистана Шарафа Рашидова, лишившегося «любимой игрушки». Информация о трагедии хотя и сжато, но всё-таки прошла по центральным газетам, всесоюзному радио и телевидению. Не исключено, что во многом благодаря этому и было принято беспрецедентное решение – на следующие три сезона после трагедии «Пахтакор» сохранил за собой место в высшей лиге советского футбола вне зависимости от спортивных результатов. Кроме того, многие советские команды откомандировали тогда в Ташкент своих игроков, причем не низшего класса. Бывший московский динамовец Андрей Якубик впоследствии даже стал главной звездой «Пахтакора». И хотя команда никогда не достигала футбольных высот, свой уровень она сохранила.

Теперь

Настали другие времена. Уже нет ни сталинской тотальности, ни всевластия среднеазиатских «красных баев». Что же остаётся?

Пока остаются разговоры. Так, губернатор Ярославской области Сергей Вахруков предложил, чтобы новичкам ХК «Локомотив» зарплату платили прежние клубы. Причина – практически весь бюджет клуба уйдёт на выплаты семьям погибших. Кто же пойдёт в команду без бюджета? Руководство РЖД, да и администрация Ярославской области, внятно свою позицию в финансовом вопросе пока не высказали. Клубы молчат. Губернатор же надеется, что игроки не будут претендовать в сложившейся ситуации на заоблачные зарплаты.

Континентальная хоккейная лига (КХЛ) уже предприняла шаги, направленные на возрождение «Локомотива». Но речь опять-таки идёт о доброй воле руководства других команд, входящих в КХЛ – мол, они должны добровольно отпустить воспитанников и бывших игроков ХК «Локомотив» в Ярославль. Доводы звучат на уровне эмоций. «Полагаю, что клубы не будут препятствовать хоккеистам и пойдут навстречу их желанию. Лига заинтересована в том, чтобы в Ярославле был сильный коллектив. И думаю, что уже скоро мы вновь увидим «Локомотив» именно таким», - говорит один из руководителей лиги Вячеслав Фетисов.

Вице-президент Федерации хоккея России Игорь Тузик резонно считает, что нынешняя ярославская молодежь ещё неопытна, чтобы сейчас выступать в чемпионате КХЛ. Выход, по его мнению, один – призыв из других команд и приглашение иностранцев. Но поедут ли последние в Ярославль, большой вопрос.

Конечно, в России есть опыт создания хоккейных команд с нуля. Вспомним ХК МВД, который за короткий срок дошел до финала Кубка Гагарина. Но это случай исключительный. Что же касается «Локомотива», то пока команда, судя по всему, не будет играть в начавшемся чемпионате КХЛ. Симптоматично, что это решение должно быть принято на совещании у президента России. Хотя не исключено, что Дмитрий Медведев вспомнит об административном ресурсе и приложит руку к возрождению команды. Но, если подумать – президентское ли это дело?

Аркадий ОРЛОВ