Статья

ПИОТРОВСКИЙ ПОДДЕРЖАЛ КИРИЛЛА

Реакцию креативного класса о замечании патриарха по поводу того, что он «относится к народу пренебрежительно, считая его не способным реализовать себя с творческой стороны» процитировать без купюр практически невозможно. Такой отборный мат и такие выражения не всегда услышишь возле рабочей проходной или дешёвой рюмочной в спальном районе. А то, что печатно, на редкость очень креативно: часы, мерседес, далее — по списку…

А с его весь сыр-бор? Ещё не забылась история с Родниной, которая сравнила некую креативную барышню с тёткой из очереди. Помнится, девушка была в такой истерике, что не поленилась в социальной сети подробно описать свои физиологические расстройства от причинённых моральных страданий. И все ей очень искренне сочувствовали. Роднину, естественно, втоптали в пыль. Не забылась и угроза креативных петербуржцев, обещавших покинуть недобрую родину за то, что нет в ней велосипедных дорожек.

А нынче ещё и Михаил Пиотровский подзуживает, аккурат после патриарха. Дескать «мы живём в жутком мире, в мире, который абсолютно озверел, в котором 90 процентов людей не только не образованны, но и не желают образовываться. Живём в мире, в котором большая часть людей примитивны». Он-то, конечно, в оставшиеся 10 процентов попадает. Как и весь российский креативный класс. Только вот, при всём пиетете перед уважаемым директором Эрмитажа, хочется напомнить, что не сложно быть культурным и образованным, если папа тоже был директором Эрмитажа. Странно было бы, если б наоборот. А зверями называть тех, у кого папы в Эрмитаже только дворниками и сантехниками работают… очень креативно. Примитивно даже.

В общем-то, народничество в России давно не в чести. Только на словах. Собираются на юбилеи — 20 лет, 25 — бывшие члены «Народного фронта». Заслуги свои вспоминают. Вот-де мы, передовая интеллигенция, в 1990-м собрались, сделали революцию. Нет, не вы. И не тогда. А шахтёры Кузбасса, на год раньше. А до них — тысячи неизвестных, чьи имена можно прочитать только в специальных научных монографиях. В Новочеркасске, Муроме, Темиртау. Эти безымянные слесари, строители, крестьяне создавали и поддерживали тот огонь под ногами коммунистов, который вырвался из-под земли в 1991-м и спалил их. Кто из патентованных диссидентов хоть раз упомянул этих героев? Ковалёв, Боннэр? Ну, разве что Солженицын; так его как раз современный креативный класс не знает, не любит и не понимает.

Так что прав патриарх. Креативному классу глубоко начхать на народ, среди которого приходится влачить некреативное существование. А вся истерика — чистый Фрейд. У кого что болит, тот про то и истерикует.

И ходи-не ходи на Болотную, никакой революции не получится, как ни борись за единство оппозиции. Даже велосипедных дорожек не будет. Потому что единство креативного класса никому не нужно. Нужно единство нации. Как в Украине. Где рядом стоят шахтёр и поэт, бизнесвумен, киевлянка в шестом поколении, и русская продавщица с рынка. И не думают о культурных различиях. Потому что их нет.

А российские несогласные так и будут жевать жвачку о том, что не нужна никакая революция, нужно всё делать мирно, в рамках закона. И покорно дожидаться очередной амнистии после очередной неудавшейся Болотной. Впрочем, потому и мусолят, что сами ни на что не способны, и за это те, кто революцию делают, на них попросту плюют. Настоящее гражданское общество там, где «нет ни иудея, ни эллина», где каждый каждому брат, независимо от уровня доходов и образования. В таком гражданском обществе рождается и революция, и настоящая культура, основанная на солидаризме, общности интересов, единстве целей. А не в аморфном и безликом цивилизованном обществе креативного класса.

Резеда ЧЕРЕМИСОВА