Статья

НАРОДНАЯ МЕЧТА НА ПУСТОМ МЕСТЕ

Будете проходить мимо Казанского собора – обратите внимание на два пустых гранитных постамента по краям колоннады. Когда-то на них были установлены скульптуры архангелов. Правда, не бронзовые, а всего лишь гипсовые. Потом они обветшали и были сняты. «Покинули город!» – испуганно крестился народ. И чтобы как-то объяснить эту неприятность, придумал легенду: архангелы вернутся, когда в России появится справедливая, мудрая, честная власть. Так вернутся они когда-нибудь или нет?

Архитектурный патриотизм

С российской властью связано само появление в Петербурге этого кафедрального собора во имя Казанской иконы Божией Матери: она считалась покровительницей династии Романовых. Павел I повелел возвести новый храм вместо церкви Рождества Богородицы. И чтобы внешне он был похож на собор Святого Петра в Риме. Ну захотелось императору иметь на Невском свою маленькую Италию. В 1799 году провели конкурс на лучший проект Казанского собора. Победил в нем архитектор с мировым именем Чарльз Камерон. Неизвестно, как бы его творение изменило облик главной петербургской улицы. Зато точно известно: возвести храм шотландцу Камерону помешал российский патриотизм. В лице графа Строганова, президента Академии художеств.

Александр Строганов убедил Павла I назначить архитектором Казанского собора русского зодчего и построить его силами русских мастеров из русских материалов. Это было в духе времени: начались наполеоновские войны, Суворов уже перешел через Альпы, в воздухе витали патриотические чувства.

Павлу эта идея понравилась. Собор возвели из отечественного пудожского камня по проекту бывшего строгановского крепостного Андрея Воронихина.

Шедевр недостроя

Величественный, монументальный и в то же время легкий, стройный и пластичный, Казанский собор был освящен 15 сентября 1811 года. Конечно, это событие отразила пресса. Вот что писала «Северная пчела»: «Полукруглая колоннада со стороны Невского проспекта, из 130 колонн состоящая и имеющая в диаметре 40 сажень, украшена по бокам двумя колоссальными бронзовыми изображениями архангелов Михаила и Гавриила». Коленопреклоненных архангелов на гранитных постаментах запечатлел и художник Патерсен. Их можно увидеть на гравюре по его рисунку, раскрашенной акварелью.

Авторы скульптур – Иван Мартос и Василий Демут-Малиновский. Изготовили архангелов из гипса, тонированного под бронзу. Отлить из бронзы к открытию собора просто не успели: литейная мастерская Академии художеств была мала для отливки таких громадин. Пока ее перестраивали, закончились деньги – ведь шла война с Наполеоном.

Так и остались архангелы гипсовыми. А через 13 лет их сняли с пьедесталов «за ветхостью».

Место протеста

В небесной канцелярии архангел – высший ангельский чин. То есть власть. Не самая верховная, но все-таки. Видимо, народная мечта о том, чтобы земные правители были такими же справедливыми, как небесные, и породила ту самую легенду: мол, архангелы вернутся, когда изменится власть. И этот городской петербургский фольклор каким-то мистическим образом отразился в реальной истории. В разные времена у Казанского собора проходили громкие антиправительственные акции. Вспомним хотя бы самые известные из них.

В 1876 году члены партии «Земля и воля» организовали здесь первую в России политическую демонстрацию. С речью выступил студент Горного института Георгий Плеханов. Полиция пыталась прекратить митинг, демонстранты сопротивлялись, но все же были разогнаны.

В 1901-м на Казанскую площадь вышли студенты. Они требовали возврата «академических свобод» и протестовали против «временных правил», по которым студентов, замеченных в антиправительственной деятельности, отдавали в солдаты. Этот протест городовые и казаки тоже жестко подавили. Были убитые и раненые.

В советское время по какой-то извращенной иронии судьбы собор превратился в Музей истории религии и атеизма. По революционным праздникам мимо него ходили демонстранты с красными флагами. А 12 марта 1989 года на акции протеста у Казанского собора члены Демократического союза, взобравшись на памятник Кутузову, подняли российский триколор.

Культурная потеря

Кстати, эта наша питерская легенда о власти не самая популярная. Многие искусствоведы и историки города о ней даже не слышали. Но архангелов во все времена они честно пытались вернуть. Причем уже в бронзе. Потому что их отсутствие расценивали как культурную потерю Петербурга.

В 1911-м, к столетию Казанского собора, с таким предложением юбилейная реставрационная комиссия обратилась в Совет Академии художеств. Но и тогда денег на это святое дело почему-то опять не хватило.

Уже в 21-м веке снова был поднят этот вопрос: может, пришло время придать храму исторический облик? Но вроде бы в архивах не сохранились материалы, по которым можно было бы фигуры архангелов восстановить. Возможности современных скульпторов воссоздать их на основе известного рисунка, кажется, не рассматривались. А еще есть мнение, что памятники Кутузову и Барклаю-де-Толли в какой-то степени заменили утерянные скульптуры и возрождение архангелов нарушит сложившуюся композицию. Но это спорное утверждение.

Через год Казанскому собору исполнится 210 лет. Сейчас он реставрируется. Но архангелы, скорее всего, в ближайшее время не вернутся.

Светлана МАЗУР