Статья

ТОПИКА ХРИСТИАНСКОГО ПЛАТОНИЗМА
как философский базис националистической идеологии

Цель этого текста двойственна – с одной стороны, найти в философской топике христианского платонизма метаисторическое обоснование идей нации и национализма, с другой – «заземлить» это обоснование в конкретный исторический контекст, а именно показать его актуальность в реалиях украинской реальности.

Прежде всего, следует дать определение самому понятию топики христианского платонизма. Платоновскому миру идей в христианстве соответствует совокупность Божьих мыслей. Эта полнота, как и сам Бог, есть трансцендентными относительно мира, который в парадигме Нового времени принято называть «объективно существующей реальностью». И «реальность» в целом, и ее компоненты в частности являются «копиями» Божьих мыслей (идей) – нет ничего, что существовало бы вне Божьего сознания. Будучи наделенным свободной волей и имея поврежденную грехопадением природу, человек может делать выбор: либо идти путем истинных «копий», или отклоняться от этого пути, воспроизводя идеи, которые определяют Божье допустительство. Последнее – это путь ложного существования, путь бегства сущего от Бытия. Зато, пытаясь воспроизводить истинные идеи, несовершенное сущее совершенствуется, идет путем эпистрофе, возвращения к Единому.

В этой топике национализм приобретает свой законченный вид. Именно в ней нация выступает как нечто, что стоит выше этнографических характеристик, систем идентичностей или механического суммирования «и мертвых, и живых, и не рожденных». Нация – это, в первую очередь, «копия» Божьей идеи нации. Эмпирическое существование нации отвечает «заземлению» платоновской идеи в аристотелевскую форму. Национальная идея суть попытка рецепции людьми Божьей мысли-идеи. Следовательно, существование нации следует понимать так, как св. Тома понимает существование универсалий (как трансцендентную сущность, как имманентную форму, как идею, что существует в человеческом сознании). Только в смысле трансцендентного существования идеи нации нация есть «вечной», только в свете этого существования «и мертвые, и живые, и не рожденные» превращаются в мистическое целое, только признание объективности такого существования превращает национальную идею в нечто большее, чем искусственный интеллектуальный конструкт, пример деэссенциализированных дискурсивных игр.

В рамках христианского платонизма находит прекрасное объяснение известное выражение Юлиана Вассияна «Дорога к Богу ведет через Отчизну». Борьба за интересы нации является следствием нахождения истинной идеи и проявлением преображение, оформление сущего в ее (этой идеи) свете. Националист – это тот, кто становится на путь эпистрофе и ведет по этому пути сущее. В этом заключается глубинный смысл революционности национализма. Выдающийся мыслитель-традиционалист Юлиус Эвола отмечал, что истинный смысл понятия «революция» заключается не в прогрессистском разрушении «старого» и создании «нового» (за которыми, по сути, кроется все большее удаление от прообраза, идеи, архетипа), а в противоположном процессе – в процессе возвращения к «исконному». Именно такую революцию творит национализм.

Истинный украинский национализм является революционным политическим платонизмом. Его задача – вернуть мятежную материю (эмпирически существующий украинский народ) к послушанию трансцендентной идеи, имманентно выразить эту идею в форме объединенного национальной идеей общества и того государства, которую это общество создаст.

Утверждая, что дорога к Богу лежит через Отчизну, Вассиян уточнял, что «единение с Богом возможно только непосредственно между Ним и душой человека». Нация не есть наделенным душой существом, призванным к посмертном единстве со своим Творцом. Таким существом является человек. Глубинный, метафизический смысл национализма кроется в том, что национализм помогает вернуться к Богу конкретным людям. Эпистрофе – это путь истины и любви, а значит и жертвы, которая есть неизбежной вследствие контраста, который, в свою очередь, возникает между эпистрофе и миром ненависти и лжи, продосу греховной энтропии. Главная ценность национализма заключается в том, что он может быть путем упомянутых истины, любви и жертвы, путем эпистрофе, путем к Господу...

Игорь ЗАГРЕБЕЛЬНЫЙ