Статья

НОУ-ХАУ ПО-НОВОРУССКИ

В последнее время российский президент и деятели из его окружения не раз давали отповедь тем, кто позволяет на Западе подвергать критике происходящие в России политические процессы. Мол, мы сами с усами, у нас великая страна, исторические традиции, и пошли бы вы со своими советами... Конечно, далеко не все западные "доброхоты" искренне заботятся о судьбе демократии в России, далеко не все питают к нашей Родине любовь. Но стоит ли априори отмахиваться от всякой критики лишь потому, что она якобы противоречит нашим суверенным устоям? Неужели мы в самом деле столь наивны, чтобы считать, что наша политическая модель "самая-самая"..?

Возьмём, к примеру, такой немаловажный вопрос, как способ назначения глав субъектов федерации. Обращаюсь к этому сюжету не случайно. Недавние странные на первый взгляд назначения в Амурском крае и Бурятии, на самом-то деле, вполне логичны: Президент назначает на ответственные посты лично преданных людей, а какое отношение они имели в недавнем прошлом к данным регионам, кого ж это волнует! А то, что послушная "ЕР" везде и всюду утверждает кремлёвских протеже (как сказал один мой коллега-преподаватель: "Вот представит Путин ведро с краской, они и его утвердят.."), так это опять же вполне логично: зачем портить отношения с Властью, подводить себя под перевыборы? Помните, как в советские времена меняли первых секретарей обкомов? Не напоминает ли это сегодняшнее "наделение полномочий" глав субъектов? В конце концов, тогда "первых" тоже формально назначали на пленумах обкомов:

Согласен с теми, кто считает, что сверхцентрализация сильно навредила СССР. Затем, в первой половине 90-х - другая крайность: кое-кто действительно чуть суверенитетом не подавился. Но получилась нелепица: некоторые избранные автономии ((Татарстан, Башкирия, Якутия) - на привилегированном, квазиконфедеративном положении, а дотационные русские области как будто оставались в унитарном государстве. И всё-таки при Ельцине были сделаны ряд реальных шагов в сторону собственно федеративного государства. Выборы губернаторов и комплектование Совета Федерации (главы исполнительной и представительной власти от субъекта) об этом свидетельствовали недвусмысленно. После бесланской трагедии наблюдается явный регресс. Под предлогом укрепления вертикали власти нам навязали в общем-то совсем не демократические механизмы.

Для адептов "суверенной демократии" в её нынешнем виде поясню: можно плевать на либералов, защитников гражданских прав и т. д., но факт останется фактом: ни в одном федеративном государстве, кроме РФ, не существует столь централизаторского подхода к назначения руководителей регионов.

Возьмём Европу. В Германии главы земель (премьер-министры) определяются по результатам выборов в земельные парламенты - ландтаги. Кто получил большинство - выдвигает своего кандидата в премьер-министры. Федеральная власть не при чём. Так же обстоит дело в фактически федеративной Испании и Бельгии. Именно законодательные выборы приводят к формированию новых региональных правительств и избранию их руководителей.

Схожая ситуация в странах Юга. В Индии во главе штатов стоят премьер-министры, избираемые местными ассамблеями. Правда, центральная власть может эти ассамблеи распустить и ввести в штатах режим прямого правления. Но только в случаях массовых волнений, угрозы терроризма и т. д. Аналогично обстоит дело в ЮАР, идущей по пути федерализма. Региональные правительства в Австралии опять же подконтрольны депутатскому корпусу.

Если мы поведём речь об Американском материке, и здесь главы федеративных государств не имеют права вмешиваться в определение руководителей штатов (провинций). В США, как известно, губернаторов выбирают всенародно. В латиноамериканских федерациях (Мексике, Бразилии, Аргентине) та же ситуация. Нередко губернаторам приходится иметь дело с непослушными законодательными собраниями. Ну и что, идут на взаимный компромисс, всё как-то обходится.

Да ладно бы только федерации. В унитарных Франции и Италии президенты не имеют возможности навязать региональным советникам руководителей регионов (провинций). Даже "страшный" Чавес вынужден уживаться с избранными гражданами губернаторами не из своего лагеря.

Итак, "обзор глобуса" закончен. Российская эксклюзивность налицо. Но гордиться как-то не тянет. Ведь если вдуматься, то получается: или наш федерализм убог и карикатурен, или повсюду-везде дураки. Во второе верится с трудом.

...Наверное, любой нормальный человек согласится с тезисом о том, что демократия должна соответствовать национальным традициям, не противоречить менталитету нации. Это всё хорошо. Но на фиг нужна такая "суверенная демократия", когда главе государства позволяется повсюду назначать управленцев исключительно по своему хотению, а верхняя палата Федерального Собрания состоит в основном из делегатов от высшей бюрократии и крупного капитала, частично разбавленных ветеранами спорта и культуры. А ведь именно в такой "демократии" мы сегодня и проживаем.

Руслан АПРЕЛЬСКИЙ