Статья

ДОМАРШИРУЕМ

Очевидно, доминантная форма протеста у нас в России в ближайшее время - марш: "русский марш", "имперский марш", наконец, "марш несогласных". Почему именно марш? Можно ведь иначе: шествие, пикетирование, демонстрация?

Нет, нельзя. Прежде всего, по закону. Нельзя, как на майдане, разложить палатки и сидеть там до победы. Нет такого у нас в законе. Если и подашь заявку на демонстрацию, либо митинг, либо даже пикетирование (хоть в палатке, хоть без), то ты ограничен по времени. Ограничен сроком, указанным в заявке. Это по закону. Но правоприменитель нарушает закон, цинично и глумливо предлагая тебе митинговать и демонстрировать там, где удобно ему и не нужно тебе. Этак можно дойти до палаточного лагеря под Сыктывкаром на все лето. Вот радости-то комарам будет. Такая трехмесячная "общероссийская протестная акция".

Теперь по терминологии. Марш - слово не русское. Демонстрация - русское, митинг - тот же сход. А тут вспомните: "марш, марш, марширен"? Явно не русское, но очень воинственное. Последние пять лет наша политическая элита и ее интеллектуальная быдловато-хамоватая обслуга, надувшись газом, слишком активно эксплуатировала милитаризм. Хотели - получили. Эта терминология резонансна душе пост-совка.

Итак, форма выкована. Это - марш. Главное - содержание. Почему люди протестуют? Потому, что исчерпаны все другие способы влияния на власть, потому, что власть игнорирует их справедливые требования, потому, что иначе добиться правды - невозможно. У власти своя правда и свои резоны, свои, вполне конкретные интересы. "Страшно далеки они от народа": и сами бюрократы и их интересы.

Для чего нужна демократия? Это - механизм регулирования, механизм обратной связи. Тебя выбрали. ОК. Можешь куролесить 4, 5, 7 лет. Но потом, не обессудь. Выберут других.

Соблазнительно, конечно, так изменить законы, чтобы и потом остаться у власти. Но мудрые люди, например, Егор Егорович Буш, на длинном опыте поняли, что при изменении законов в сторону затруднения исполнения естественного права - риски растут. Если тебя невозможно переизбрать - тебя всегда можно убрать. Если некая политическая группа несменяема путем выборов, то она сметается революцией. К сожалению, мы - на полпути. И не хотим такого конца. Поэтому маршируем.

У нас стало почти хорошим тоном подшучивать над украинцами. Мол, отсталые, мол, 91 и 93 гг.

Есть просто культура: литература, живопись, театр, даже архитектура. Здесь Россия - впереди. Украина - молодое государство, почти без истории. А у нас большая история и большая культура.

Есть политическая культура. Она тоже напрямую связана с историей. Почти вся наша история - насилие государства над личностью. Государство брало на себя защиту границ и интересов правящих классов и "заодно" защищало граждан, выражаясь по-марксистки - производительные силы. Так прежде было везде, во всех странах, во всем мире. Сейчас так только в стагнирующих обществах - государствах, загнивающих на корню. Украина и украинцы, история которых с гулькин нос, взяли политическую культуру, разумеется, современную и не лелеют свою, поскольку "своей" нет.

Мы держимся "своего", т.е. безнадежно устаревшего и абсолютно вредного.

Тут два соображения. Во-первых, свое любить надо. Но в меру и в разум. Например, если человек любит запах своего пота, это - плохо. Если он любит смотреть на собственные испражнения - это болезнь. Любить собственную болезнь - не эгоизм, а мазохизм. Во-вторых, мы как женщина, чей муж "дерется", т.е. периодически бьет ее. Она, безусловно, знает, что есть семьи, где мужья не "учат" жен, но уже привыкла к побоям. Мазохиста. Давайте честно: процентам сорока российско-подданным нравиться крутизна наших властных "элит", даже если - это очевидно противоречит интересам российских граждан.

Наконец. У Украины нет нефти и газа, алмазов и никеля, поэтому налогоплательщики - не "Газпром" и "Роснефть", а граждане. А с налогоплательщиками считаются все, даже самые отвязные режимы.

Поэтому, если в Украине и 91 год, то не наш, а польский, если 93, то опять же не наш, а литовский. Поэтому, если украинцы справедливо комплексуют по поводу национальной культуры, то нам, по-хорошему, стоило бы задуматься об адекватности нашей политической культуры, а не чваниться.

Вообще, когда не властная вертикаль и ее сервы, а обычные граждане России надуваются газом, мне их жалко и смешно. Газа, как и пряников, "всегда не хватает на всех".

Если же мы будем адекватны, то домаршируем. И не важна пестрота знамен. "Марширующие" имеют разные убеждения и разные интересы. Это так. И в этом нас обвиняют, прошу прощения за нецензурщину, кремлевские пиарасты.

Есть, однако, и то, что нас объединяет: чувство собственного достоинства. Нам всем надоела официозная ложь и самозабвенный распил государства. Но этого ни пиарастам, ни их хозяевам не объяснить, как не объяснить слепому какого цвета небо.

Председатель СПб группы НТС Георг ГАБРИЕЛЯН