Статья

ЦИВИЛИЗОВАННОСТЬ И ЛИБЕРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ

Понятие "цивилизованности" претерпевает существенные изменения по мере изменения политико-экономических реалий. На излёте советской власти трудно было назвать цивилизованными фарцовщиков и валютных спекулянтов, которых советская фемида старалась изловить и упечь в узилища. Публицистика распекала и смеялась над ними, а считающийся тогда цивилизованным люд публично презирал, тайно завидуя тем, кто тогда позволял себе почти открыто щеголять в "Ливайсах" и "Вранглерах", курить "Мальборо" и "Данхилл", попивать "Чивас" и "Колу".

Пробил колокол на башне вечевой, прогремел вселенский Биг Бен, и огромная советская махина, как оказалась, стоящая на глиняных ногах, стала крениться, оседать и рушиться.

Пропускаю целые эпохи, прожитые тогда страной, которые можно обозначить условно так: эпохой китайских пуховиков, эпохой повсеместной киоскизации страны, эпохой турецких кожанок и греческих шуб и так далее... Подойду вплотную к раздаче всем и каждому слонов в виде приватизационных чеков с тогда казавшимся мудреным заморским названием - ваучер. Страна к тому времени уже несколько лет пожила в реальных условиях пусть ублюдочного, но капитализма - челночно-базарного толка. Но большинство людей, в том числе и в первую очередь тех, кто мог считаться вполне цивилизованными, то бишь образованными, начитанными, грамотными, честными и порядочными, совершенно не были готовы к этой раздаче. Не знали, что же им с этими ваучерами делать. Не имели ни малейших, самых примитивных, азбучных представлений о рынке ценных бумаг, поведении на нем субъектов рынка, котировках, акциях, не говоря уже о таких вещах, как хеджирование, фьючерсы, опционы, форварды и прочие вещи, для многих и сейчас звучащие как китайская грамота.

Что было делать тогда отцам приватизации? Создавать институции, начиная с кружков начинающего менеджера и кончая развитыми институтами рынка и демократии? На это требуются десятилетия. В теории, при наличии таких институтов рыночное демократическое реформирование должно бы пройти плавно, без потрясений. На практике - парижские санкюлоты, ревущие как стадо маралов в брачный период, бегут штурмом брать Бастилию. Балтийские моряки грубо, в несколько минут разгоняют Учредительное собрание. Сторонники коммунистического реванша под водительством профессора Хасбулатова, генерала Руцкого и функционера КПСС Зюганова в любой момент, прямо в эту минуту готовы реально взять власть в стране в свои руки.

В такие моменты истории, когда счёт идёт буквально на минуты - не до академических рассуждениях о необходимости институций.

Страну бросили в бурную реку капитализма; не было времени водить её в плавательную секцию - учиться плавать. Выплывет, не выплывет? Выплыла. И первыми выплыли те, кого презрительно в советские времена называли фарцой. Им не нужно было перестраиваться, азбуку капитализма они изучили у "Берёзок". Можем мы назвать цивилизованными этих спекулянтов? До сих пор язык не поворачивается. А ведь именно они и не только они, а все те, кто не был по рукам, ногам и головам связан советской псевдоморалью "торговать нехорошо, перепродавать грешно, спекулянт - враг и жулик" первыми повернулись к рынку, к той основе, на которой зиждется цивилизованная жизнь, как мы теперь ее понимаем.

Интересна трактовка приватизации, данная Ходорковским: "...Политическая ошибка приватизации ... была в свободе обращения приватизированных чеков. Нужны были фонды, и фонды закрытые, обеспеченные государственными гарантиями. С учётом абсолютной неподготовленности населения к работе на отсутствующем фондовом рынке. Формально люди - обманули себя сами, но виноваты в этом мы, те, кто мог это предусмотреть".

Ходорковского трудно упрекнуть в непонимании основ рыночной экономики, её реалий - он плоть от плоти процесса первоначального накопления капитала. Но и он считает, что главная ошибка приватизации была в том, что неподготовленных людей кинули в объятья рынка. А надо было их на поводке водить, и отсюда, в том числе и отсюда, от этой ошибки - нынешнее дикое имущественное расслоение, колоссальный децильный коэффициент и прочие "прелести".

Сейчас невозможно с какой-либо приемлемой точностью сказать, что было бы, коль ваучеры были бы именными, без права свободного хождения, если бы создавались некие закрытые фонды и пр. Случилось то, что случилось. Частная собственность была создана. И сейчас при всей мощи попыток раскачивания частной собственности именно она создает основную долю ВВП, именно она привлекает инвестиции, именно она движет страну вперед.

Вернемся к цивилизованности. Известен тезис о том, что либеральные ценности - это ценности цивилизованного человека, для цивилизованного человека. Дикарю свобода слова, независимый суд, честные выборы, рыночная конкуренция - по барабану, ни к чему. Но вот какая штука. Как стать таким цивилизованным человеком, чтобы быть достойным этих ценностей? В Европе и Америке в кейсах или коробках из-под ксероксов не таскают сотни тысяч евро и долларов. Почему? Потому ли, что они опасаются, а вдруг да полиция возьмет за шкварник? Или потому, что им совесть не позволяет так поступать?

Михаил Ходорковский считает, что главный приоритет - это совесть: "Апелляция к морали сегодня последнее, что у нас осталось. Она же первое... Может быть "моральность" громкое слово, но я долго думал и не нашёл другого критерия между "можно и нельзя". Либо сила, либо мораль. Построение общества через "силу" мы уже проходили. И не только мы. Результат один: на "первом плане" - довольные, беззаботные лица, а на втором рвы и рвы полные тел. Если мы еще раз пойдем к "общему счастью" через "силу" - мы погибнем как общество, как народ, окончательно уничтожив сами себя, свою культуру, свою человеческую суть. Поэтому надо говорить о морали, как бы не было это трудно и высокопарно, надо добиться, чтобы любой шаг, любой поступок сверялся с представлениями о "должном". И совсем нельзя соглашаться, что возможен компромисс. Можно сделать неправильно, но нельзя этого не стыдиться. Убежден, только повернув общественное сознание от оправдания "вульгарного прагматизма", только убедив людей, что они, в глубине души, не просто хотят жить по совести, а не могут быть счастливы, живя по-другому, возможно заложить тот фундамент, на котором вырастет демократическое правовое государство, наша Россия".

Замечательный призыв! Одна только малюсенькая вещь не дает покоя, такая крохотная - как это сделать? Как убедить людей жить по совести? Не живут люди по совести, хоть ты тресни. Без соответствующих законов, без соответствующих установлений, без сдержек и ограничений, без главенствующих представлениях о морали, отступление от которых делает человека изгоем в обществе.

Пока же мы от такого состояния дальше, чем были при раздаче приватизационных чеков. То была эпоха романтизма, всё казалось возможным. Сейчас стало невозможным многое из тогда казавшимся возможным. Сейчас возможна ситуация, когда в Государственную Думу выбран человек, обвиняющийся в тягчайшем преступлении на территории иностранного государства. Сейчас возможна ситуация, когда на съезде "Единой России" под бурные и продолжительные аплодисменты делегаты съезда в едином порыве и трясясь от сладострастной любви славословят своего лидера, а он, скромно потупив очи, соглашается стать лидером и единственной опорой и надеждой. Сейчас возможна ситуация, когда партия, исповедующая либеральные ценности, рвалась в парламент, чтобы стать эдакой фривольной виньеткой в красно-бело-голубой гриве овце-быка.

А что с либеральными ценностями? А с ними ничего не происходит. Они ждут, пока мы станем их достойными. Через долгую дорогу в песчаных дюнах. Не захлебнуться бы песком только.

Анвар УСМАНОВ