Статья

КАК ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
ПЕСТУЕТ ПРОТЕСТНЫЕ НАСТОЕНИЯ


I

В.И. Матвиенко была избрана губернатором во втором туре выборов. В выборах участвовало 28% избирателей Санкт-Петербурга, при этом за нее проголосовало порядка 70%. Таким образом, В.И. Матвиенко была избрана 16% списочного состава избирателей Санкт-Петербурга.

В конце 2006 года (более чем за год до завершения своей легистратуры) губернатор попросила президента утвердить ее на этом посту вторично. Официальная мотивация заключалась в стремлении избежать вакуума власти на период выборов в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга. Действительно, после подтверждения полномочий В.И. Матвиенко не только была избрана большинством Законодательного Собрания (при 3 голосах остатков "Демократической фракции" "против"), но депутаты поддержали и предложенный ею состав правительства города.

Политическая оппозиция утверждает, что эти маневры вызваны опасениями кардинального изменения состава Законодательного Собрания, которое в этом случае может не проголосовать за данную кандидатуру губернатора.

С другой стороны, проведенные недавно социологические исследования, показывают довольно высокие цифры поддержки В.И Матвиенко в качестве губернатора населением Санкт-Петербурга: порядка 78% опрошенных. Оппозиция при этом считает, что опрос был заказным.

Полагаю, что реальная картина заключается в следующем: состав Законодательного Собрания в любом случае не может претерпеть серьезных изменений - достаточных, чтобы отвергнуть данную кандидатуру. Не для того спешно и грубо латалось избирательное законодательство, как на федеральном уровне, так и в регионе. Однако и 50% поддержки избирателями ЕР может быть достигнуто исключительно весьма агрессивной кампанией и активным использованием административного ресурса. При этом чрезмерное давление может в принципе мобилизовать оппозиционный электорат и привести к противоположному результату.


II

Следует отметить, что высокая поддержка губернатора, выявленная в процессе опроса, отчасти объясняется ее активной работой по ряду направлений, некоторые из коих я перечислю.

Основным меседжем В.И. Матвиенко было превращение Санкт-Петербурга в полноценный европейский город и приятие им некоторых столичных функций. Безусловно, такие амбициозные планы требуют немалых средств. Соответственно губернатор и региональное правительство поставили целью увеличение наполнения бюджета, в том числе, путем расширения налогооблагаемой базы с городских предприятий.

В конце 2006 года Губернатор заявила, что этот ресурс исчерпан, и что дальнейший приток средств в бюджет города будет осуществляться за счет привлечения в регион крупных инвесторов. Это неправда. Фискальные и иные поступления (ЖКХ и пр.) от горожан продолжают расти.

Для крупных же инвесторов создаются благоприятные условия. Политика привлечения в городскую экономику крупных инвесторов и налогоплательщиков осуществлялась и осуществляется Правительством Санкт-Петербурга достаточно последовательно, хотя и не всегда логично: как бы политика ради политики. Притом, это, прежде всего, отечественные и восточные инвесторы. Европейские и американские крупные инвесторы в Санкт-Петербург не пришли, в то время, как они активно сотрудничают с Ленинградской областью.

За прошедшие три года в городе развернуты серьезные реставрационные работы, практически осуществлена программа "Фасады Санкт-Петербурга" позволившая отреставрировать фасады всего исторического центра города.

Однако, дворы-колодцы, столь характерные для центра остались грязными и вонючими (помимо Невского проспекта и ближайших к нему районов), т.е. в прежнем состоянии.

Делаются попытки улучшения ситуации в дорожном хозяйстве, приводятся в порядок придомовые и дворовые территории, но в основном за счет местного самоуправления.

В Санкт-Петербурге осуществляется реставрация и реконструкция важнейших объектов культурного назначения, Но и в этом случае, утвержденные проекты не бесспорны с точки зрения сохранения городской архитектурной среды.

По мере сил осуществляется социальная политика. Более того, учитывая средства, имеющиеся в бюджете Санкт-Петербурга, это направление деятельности правительства города имеет даже большую социальную динамику и наполнение, чем в Москве (в соотношении с московскими ресурсами).

Готовится реформа ЖКХ. При этом ведется активная пропаганда организации ТСЖ и выбора жителями - собственниками жилья управляющих компаний.

Правительством города делаются попытки упорядочения работы городского транспортного хозяйства, регулирования дорожного движения, разрешения проблем транспортных пробок (введение в строй дорожных развязок и виадуков, сдача в эксплуатацию очередных участков КАД и т.п.). Однако, и в данной сфере мы имеем некие итоги хозяйствования Яковлева.

Губернатор и правительство стремятся вовремя и адекватно реагировать на возникающие вызовы. В частности, в течение года, как ответ на рост ксенофобских настроений, дискредитирующих европейский имидж Санкт-Петербурга, правительством была разработана и предложена общественности (пока для обсуждения и конкретизации) программа "Толерантность".

Резюмируя, могу зафиксировать, что внешний вид центра Санкт-Петербурга и декларируемые в публичных документах социальные тренды приобрели, благодаря политике В.И. Матвиенко вполне европейский вид. Однако, практическую проекцию этих деклараций можно наблюдать только в вертуале.


III

Заявленные губернатором цели требовали большого напряжения ресурсов и определенных жертв со стороны населения. При этом население, как у нас водится, предупреждено не было. Более того, те представления о "старой Европе", которые бытуют в сознании губернатора, мало, что не бесспорны, еще и вполне безосновательно ущемляют интересы целых социальных страт.

Большинство из начатого не доведено до конца. Более того, многие аспекты деятельности уже сейчас осуществляются в тех направлениях, которые по формальной логике не могут привести к результатам, удовлетворяющим большинство жителей региона.

В то же время, планы губернатора и правительства до населения не доводятся или, во всяком случае, не конкретизируются. Нарастающие проблемы и социальное напряжение пытаются решить или снизить путем сужения публичного дискуссионного поля и PR технологиями.

Возросло налоговое бремя и стоимость арендной платы для малого и среднего бизнеса Санкт-Петербурга. В результате значительное число предпринимателей разорилось, что не только сузило реальное количество налогоплательщиков, но и привело к росту социальной напряженности.

Привлечение в город инвесторов из других регионов России и других стран, сопровождалось со спорными, на взгляд независимых аналитиков, решениями по выделению пятен под застройку. Прежде всего, в данном случае имеются в виду проекты "Балтийской жемчужины" и "Газпром сити". Протест направлен, как на место предполагаемого строительства, так и на финансовые условия, при которых данные инвесторы внедряются в регион.

Реальные доходы подавляющего большинства жителей города значительно ниже, чем в Москве: приблизительно в 2 раза. Между тем, цены на жилье, товары долгосрочного пользования и даже товары первой необходимости в среднем составляют 2/3 московских цен. Этот диспропорция ощущается жителями региона и сильно раздражает их.

Социального жилья практически не строится. Коммерческое жилье возводиться по ценам приближенным к московским, скупается приезжими из других регионов (например, сотрудниками нефтяного комплекса) и почти все время пустует. Этот аспект - также не способствует социальной стабильности. Если повышенный спрос на жилье в Москве объясняется попытками страхования своих накоплений самими москвичами, то петербуржцы лишены и этой надежды.

Серьезной проблемой в городе стала уплотнительная застройка. Жители соседнего к объекту строительства домов не довольны по ряду параметров: опасаются разрушения собственных зданий, не уверенны в том, что выдержат коммуникации, не рассчитанные на больший объем потребления, не довольны тем, что уничтожаются зеленые насаждения.

Отдельная группа недовольных строительством в городе протестует против возведения новых жилых кварталов, в охраняемой зоне, в том числе и в парках. И, безусловно, наиболее активные горожане, в том числе специалисты в архитектуре и градостроительстве, всерьез опасаются деформации городской культурной архитектурной среды.

В городе уже не осталось "интересных" пятен под застройку и этим объективно вызван рост цен на жилье и тенденции к продолжению этого роста, несмотря на то, что рынок и так уже "перегрет". Если будет применяться положение об отъеме даже приватизированного жилья для резервирования под "государственные нужды", то это, разумеется, не приведет к снижению цен, но зато сильно увеличит число недовольных.

Реформы ЖКХ по существу вылились в простую взгонку цен. ТСЖ создаются собственниками весьма неохотно, что вызвано, главным образом, отсутствием законодательства, регулирующим собственность на землю (прилегающим к домам дворовых территорий) и опасениями, что власти не станут производить ремонт внутридомовых коммуникаций и мест общего пользования, за что жители платили с момента постройки.

Представления о "европейском городе", бытующие у Губернатора, свелось к внешним параметрам, зачастую, никоим образом, некомфортным для большинства жителей. Например, ликвидировав остановочные торговые павильоны, городская власть не только лишила работы значительного количества представителей малого бизнеса и сотрудников их предприятий, но также и остальных граждан возможности без проблемного решения своих бытовых нужд, связанных с покупками еды, сигарет и т.п. в любое время суток рядом с домом. Программа магазинов "шаговой доступности" декларируемая Правительством города по существу провалилась. Население вынуждено пользоваться супермаркетами и магазинами крупных торговых сетей. Горожане объясняют симпатию губернатора и правительства к крупным торговым сетям личной заинтересованностью.

Тоже касается широко разрекламированной транспортной реформы. В результате попыток ее проведения из 56 фирм, работающих на рынке наземных пассажирских перевозок, осталось всего 6, что неминуемо ведет к росту цен и монополии. Хотя изначально реформа объяснялась соображениями безопасности и стремлением выпустить на трассы города крупные современные автобусы, которые, по мнению исполнительной власти Санкт-Петербурга должны были заменить "неказистые" Газели, оскорбляющие эстетическое чувство "трудящихся Смольного".

При этом проблема пробок, чрезмерно раздражающая население Санкт-Петербурга, не только не решилась бы, но и усугубилась в связи с тем, что крупные автобусы менее поворотливы на узких городских дорогах, нежели юркие Газели.

Социальные меседжи и программы правительства слишком размыты и декларативны. Например, упомянутая здесь программа "Толерантность" не конкретизирована и, справедливо оценивается заинтересованной общественностью, как кампанейщина, действие для "галочки", никак не влияющее на рост ксенофобии.

Учитывая вышеизложенное, констатирую рост общего недовольства, ощущения большинством жителей своей ненужности. Люди говорят, что Петербург перестал быть "окном в Европу", но превратился в некую "витрину", в которой обычному человеку очень тяжело жить.

Упомянутые высокие проценты поддержки губернатора, выявленные в ходе последнего социологического опроса, вызывают сомнения. Например, все проблемы, касающиеся городской жизни и деятельности В.И. Матвиенко, которые затрагиваются в дневном городском "Развороте" на петербургской студии "Эхо Москвы" показывают практически абсолютное отторжение этой политики горожанами. Безусловно, аудитория "Эха" достаточно специфична, но, учитывая, что люди должны были совершить некие действия, т.е. дозвониться и открыто выразить свою позицию, можно предположить реальный процент поддерживающих политику губернатора. И он, вероятно, даже ниже, чем в момент избрания.


IV

До сих пор анализировались ситуации, формирующие общий и неуклонно нарастающий фон недовольства населения Санкт-Петербурга в целом. Однако, политика регионального правительства привела к самоорганизации групп недовольных.

Динамика процессов в различных группах была разной, поскольку и интересы групп разные, но последовательность вполне типична и выглядит следующим образом:

  • осознание представителями сообществ фактов ущемления своих интересов каким-либо, немотивированным с их точки зрения, решением регионального правительства;
  • попытки разрешить создавшуюся коллизию судебным путем;
  • их самоорганизация с целью последовательной защиты собственных, вполне определенных и, что важно, изначально неполитических интересов;
  • иногда формальная регистрация данных сообществ;
  • попытка этих сообществ найти компромисс с соответствующими комитетами правительства Санкт-Петербурга;
  • попытка лидеров сообществ публичной декларации своей позиции путем организации пресс-конференций;
  • апелляция сообществ к фракционному большинству регионального Законодательного Собрания;
  • организация сообществами публичных протестных акций в виде митингов, шествий и пикетов;
  • формирование политического, в том числе электорального взаимодействия сообществ с оппозиционными политическими партиями.

Нельзя сказать, что власть полностью игнорирует деятельность организованных протестных групп. Представители комитетов правительства и депутаты Единой России даже встречаются с их лидерами. При губернаторе, например, создан Общественный совет по малому предпринимательству (вполне, впрочем, сервильный), который периодически проводит собрания и съезды, широко освещаемые в СМИ. Но проблемы, объединяющие этих граждан, не решаются, реального компромисса правительство не ищет, а, следовательно, политическая радикализация организованных групп интересов нарастает.

На данный момент, в той или иной степени, самоорганизовались следующие группы интересов:

  • владельцы и сотрудники (зачастую это одни и те же люди) торговых павильонов, причем, наиболее обижены и активны сотрудники остановочных торговых павильонов;
  • арендаторы помещений КУГИ, которых вынуждают выкупить эти помещения на основании рыночного конкурса;
  • арендаторы и владельцы торговых точек (павильонов и магазинов) на вещевых и продуктовых рынках города, поскольку рынки закрываются и строятся крупные торговые центры, где арендная плата, очевидно, будет выше;
  • торговцы, прежде работавшие в метро, а ныне вынужденные искать новую работу;
  • речные перевозчика, т.е. те, кто организует и осуществляет водные экскурсии по рекам и каналам Санкт-Петербурга, поскольку их вынуждают арендовать причалы круглый год, а не только на производственный период, как было прежде;
  • перевозчики пассажиров на наземном коммерческом транспорте, поскольку Комитет по транспорту оспаривает их право работать на организованных и обустроенных ими самими коммерческих маршрутах и оказывает на них давление;
  • обманутые дольщики и индивидуальные инвесторы строительства собственного жилья;
  • противники уплотнительной застройки, в том числе и те, кто выступает за сохранение зеленных насаждений в городе;
  • противники радикального изменения культурной архитектурной среды, прежде всего противники строительства "Газпром сити" - из-за выбранного места и обременения бюджета города, "Балтийской жемчужины" - из-за низкой цены и отсутствия тендера при выделении большого участка городской земли китайским инвесторам и "Морского фасада" - из-за завышенного (по мнению специалистов) бюджета намыва на оконечности Васильевского острова и известных планов возведения там небоскребов, нехарактерных для центра Санкт-Петербурга.

Итак, фиксирую, что перечисленные организованные протестные группы изначально не были ни политизированы, ни оппозиционны. Именно нежелание губернатора и ЗС найти компромисс толкает их в объятия политической оппозиции.


V

Полагаю, что сейчас ситуация с политической ориентацией организованных и неорганизованных граждан складывается следующим образом: поскольку президент поддержал кандидатуру губернатора и неоднократно высказывал симпатию Единой России, то недовольство, вызванное их политикой в регионе отрицательно сказывается на рейтинге Путина даже среди тех граждан, которые изначально были его активными сторонниками. И, разумеется, большинство из перечисленных организованных групп на дух не переносят Единую Россию.

Для меня было своеобразным откровением решение моих доверителей - членов Ассоциации независимых перевозчиков публично участвовать в Марше несогласных. Ассоциация подготовила и хотела подписать договор о взаимодействии и взаимо поддержке на выборах и после с "Яблоком". Поскольку "Яблоко" не было допущено к выборам (что, кстати, также повлияло на рост протестных настроений) АНП подпишет подобный договор и со "Справедливой Россией". С "Яблоком" готовы участвовать в протестных акциях, "Справедливую Россию" поддержат на выборах, чтобы потом в ЗС сотрудничать с ее депутатами в коррекции законодательства, ущемляющего их интересы. Понятно при этом, что все свои возможности члены АНП бросят против ЕР, хотя изначально, год назад именно к фракции ЕР, как самой крупной, они обратились за помощью.

Оранжевый синдром кошмарит власти России, что еще раз подтверждает справедливость положения: генералы всегда разбирают прошлые битвы.

Россия не Украина. Гипотетический Стенька Разин с "калашем" куда опаснее для общества и государства, нежели Ющенко с Деклараций прав человека. Но те, кто закручивают гайки должны понять, что у закрытого наглухо котла есть особенность взрываться. Вздорная политика исполнительной власти Санкт-Петербурга, поддержанная послушными депутатами ЕР, не может быть объяснена ничем иным кроме жлобства и жадности. Впрочем, это уже не политология, это - физика и зоология беспозвоночных. И поэтому тоже не стоит искать следы масонского и иных заговоров. "Заговорщики" у нас сугубо свои, питерские.

Георг ГАБРИЕЛЯН