Статья

ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВЫЕ

Сообщество борцов с ИНН, Движение против нелегальной иммиграции, фанатские группировки, "патентованные правозащитники", союзы ветеранов и инвалидов, потребительские общества, культурные центры, протестные движения автомобилистов и обманутых вкладчиков… Все это принято именовать структурами гражданского общества. И всех, по мысли некоторых аналитиков, объединяет стремление сговориться с властью, интегрироваться в нее. Такая картина, прямо говоря, не впечатляет - с гражданским обществом, рвущимся прогнуться под государство, стране далеко не уйти.

Но те, кто таким образом характеризует российский социум, упорно не примечают слона - бизнес-корпорации, созданных в 1990-е годы выходцами из социальных низов. Пройдя сквозь очистительный огонь тогдашнего дикого капитализма с его "законом Калашникова", именно они сформировали в России реальное гражданское общество с новой экономикой, жизнеспособными формами социального бытия, динамичными социальными коммуникациями. Парни с "лежащих" кирпичных заводов или полумертвых колхозов из советской глубинки, двадцать лет назад собравшие энергичные команды, через пять лет поднявшиеся на ельцинском указе о свободе торговли, обеспечившие безопасность мелким ларечникам, наладившие инвестирование, сбыт, производство и создавшие многопрофильные холдинги - вот кто сформировал и развивает российское гражданское общество.

Эти структуры вовсе не прогибаются перед властями. Печальный пример Ходорковского здесь едва ли уместен - гражданские корпорации строили свой бизнес без государственной протекции, не цеплялись за наследие советской госсобственности и потому могут позволить себе самостоятельную активность без оглядки на чиновничество. Сама власть стремится иметь с ними равноправные партнерские отношения, поскольку тянется к силе и понимает взаимный интерес.

Характерно, что в последнее время с официозных и полуофициозных кафедр зазавучали призывы к созданию в России настоящей правой партии. В принципе, идея заслуживает всяческой поддержки. Особенно точны замечания политологов о патриотизме, социокультурных и моральных приоритетах, надличностных ценностях, отличающих правое мировоззрение от леволиберального экономического материализма и индивидуализма. Все это верно, точно и уместно. Но кое с чем приходится спорить.

Во-первых, призываемые "идеальные правые" как-то состоят из одних достоинств, вроде золотого червонца. Но, например, "старые правые" - европейские и русские консерваторы - традиционно отстаивали интересы аристократии, иерархию, авторитаризм. Причем с большой жесткостью - недаром ведь писал Есенин: "В тех войсках к мужикам родовая месть". При этом они были морально стойкими патриотами, государственниками и, кстати, убежденными антизападниками. Как быть с таким наследием?

"Новые правые", наоборот, опираются на социальные низы, исповедуют популизм и коллективизм. А идейные и моральные приоритеты и у них крепче некуда - именно эта среда некогда выдвинула лозунг "Наша честь называется верность". Европейские ультра, североамериканские "гражданские милиции", латиноамериканские "эскадроны смерти" - все это составные части мирового праворадикального движения, именуемого "Черным интернационалом".

Вышеуказанные тенденции будут сопутствовать правым силам и в нашей стране. Не следует закрывать на них глаза, создавая российское движение неоконсервативного толка, соединяющего "старый" традиционализм с "новым" корпоративным радикализмом, соответствующим духу времени.

И еще один важный момент. Те, кто сейчас рассуждает о будущей правой партии, обычно даже не скрывают, что ждут "политического решения" власти, без которого якобы невозможна серьезная политическая активность. Но правые политические силы уже появилось - их явочным порядком формируют те самые бизнес-корпорации, о которых сказано выше. Созданному ими гражданскому обществу нужна правая партия. И они не собираются ни ждать решения, ни спрашивать разрешения.

Ян ОРЕЦКИЙ